Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the acf domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/b/builder8/viktorina-edinstvo.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6121 Историческая викторина "Единство"
Статьи
Кто построил «Ласточкино гнездо»?
Статьи
В Крым приедут иностранные виноделы
11.01.25
Благовещение в 2024 году: история и традиции
07.04.24
Операция «Аргонавт»: как судьба мира решалась в Крыму
05.02.24
Кто построил «Ласточкино гнездо»?

Замок «Ласточкино гнездо» на Аврориной скале мыса Ай-Тодор – главный символ Южного берега Крыма. Именно его чаще всего изображают на открытках, магнитах, календарях и других сувенирах, которые туристы привозят из Ялты и ее окрестностей. Тем удивительней, что в путеводителях, альбомах, статьях и научных монографиях все еще можно встретить самые противоречивые сведения, легенды и апокрифы об этом удивительном здании, его владельцах, архитекторах, строителях.
Кто первым купил эту землю на отвесной скале над морем? Кто впервые построил тут замок? Когда и как он обрел сегодняшний вид? Как сложилась судьба его хозяев? Владение замком приписывали то нефтепромышленнику Штейнгелю, то некоему таинственному генералу, который возвел «Замок любви» в честь возлюбленной. Не было ясности и с архитектором «Ласточкиного гнезда» – историки знали, что он носил фамилию Шервуд, и могли лишь догадываться о его инициалах. Интриги добавляло то, что за сто с лишним лет «Ласточкино гнездо» много раз перестраивалось, меняло облик и предназначение.
Но сегодня можно с уверенностью сказать: с одной из главных загадок в истории Южного берега Крыма покончено! Заслуженному крымскому исследователю Марии Петровой и кандидату исторических наук, старшему преподавателю МГУ им.М.В.Ломоносова Андрею Карагодину удалось разрешить все споры по поводу владельцев и строителей «Ласточкиного гнезда». Теперь мы точно знаем: замок «Ласточкино гнездо» построила в 1885-1886 годах Е.А.Тобина (урожденная Штейнгель), жена ялтинского врача А.К.Тобина. А нынешний облик он принял в 1913 году, когда был перестроен переехавшим на Южный берег Крыма из Москвы молодым архитектором Н.С. Шервудом по заказу московских купцов Рахмановых. Ученые, которые опубликовали подробные результаты своих изысканий в научном журнале МГУ «Исторический журнал. Научные исследования», рассказали ялтинскому краеведу Наталии Сырбу, как раскрыли главную тайну Южного берега Крыма.
Мария Петрова: Это долгая, почти детективная история. Много лет назад, готовясь к экскурсиям, я обратила внимание, что и справочники, и путеводители, и научные работы давали разные, часто противоречивые сведения о владельцах замка «Ласточкино гнездо». Назывались различные имена собственников. Поэтому лет пятнадцать назад я начала собирать материалы по освоению мыса Ай-Тодор, желая докопаться до истины. Впоследствии к этой работе подключился московский исследователь, старший преподаватель МГУ А.В.Карагодин.

Решить задачу оказалось не так-то просто: пришлось провести много времени в архивах Симферополя, Санкт-Петербурга, московских библиотеках, изучить и документы тех лет, и газеты, и мемуары, рассмотреть сотни старых фотографий. Зато теперь можно сказать: мы точно знаем, кто и когда построил «Ласточкино гнездо».
Это, действительно, была Штейнгель – но не барон, а баронесса. Елизавета Александровна Штейнгель, жившая в Санкт-Петербурге, в 1869 году в Царском селе вышла замуж за врача Адальберта Карловича Тобина. Жениху было 38 лет, невесте 32 года. Вскоре молодожены переехали в Ялту: там А.К. Тобин получил врачебную практику, с 1876 по 1882 г. служил врачом в больнице царского имения Ливадия, баллотировался в гласные Ялтинской городской думы на два четырехлетних срока – в 1883 и 1887 годах. Примерно в это время А.К.Тобин задумал открыть рядом с Ялтой полноценный курорт для климатолечения, о чем сообщал выходивший в Санкт-Петербурге «Сезонный листок Русских Минеральных вод» доктора Вебера: «на безлюдном мысе Ай-Тодор, где ветер валит с ног, где море постоянно ревет, ударяясь о скалы, затеяна организация курорта».
Там же, на мысе Ай-Тодор, рядом с будущим курортом, доктор Тобин с супругой решили построить и по дому для себя. С западной стороны мыса Тобин построил в 1889 г. дом с белой балюстрадой на крыше под названием «Белая ласточка». Он и сейчас находится там, это корпус санатория «Жемчужина». А чуть раньше, в 1885-1886 г. Елизавета Александровна Тобина (урожденная Штейнгель) построила на восточной стороне мыса каменный дом над 38-метровым обрывом, который назвала замком «Ласточкино гнездо».
Андрей Карагодин: Первый замок, построенный Тобиной, выглядел иначе, чем то «Ласточкино гнездо» которое стоит на Аврориной скале сегодня. Как хорошо видно на фотографиях и открытках, сделанных на рубеже XIX — XX вв., первое «Ласточкино гнездо» было тоже в неоготическом стиле, но более лаконичное, каменное, оштукатуренное и выкрашенное в красный цвет. Самое известное его изображение сделал в 1905 г. работавший тогда с апреля по сентябрь в Крыму пионер отечественной цветной фотографии С.М.Прокудин-Горский (1863-1944). Кто был архитектором того первого здания, пока неизвестно.
До начала 1880-х годов на центральном отроге мыса Ай-Тодор современных строений не было, только остатки средневековых построек. Путешественники отмечали лишь дикую, первозданную красоту этих мест. Своим появлением замок «Ласточкино гнездо» обязан курортномy буму конца XIX — начала XX в. В то время Крым, в особенности его Южный берег, получил мощный импульс для развития. Этому способствовали прокладка железной дороги до Севастополя, начало регулярных визитов в Крым царской семьи, развитие новой отрасли медицины — курортологии, а также деление крупных частновладельческих имений на Южном берегу Крыма, их застройка дачами. На мысе Ай-Тодор такими дачами как раз и стали «Белая ласточка» и «Ласточкино гнездо» Тобиных.
Мария Петрова: Но жить в своих «Ласточках» долго и счастливо супругам Тобиным не довелось. Доктора медицины А.К. Тобина не стало в конце 1891 г. Вскоре его вдова поняла, что одной создание курорта ей не осилить, и стала распродавать семейные земли на мысе Ай-Тодор. Большую часть их купил в 1892 г. купец Павел Григорьевич Шелапутин, в том числе и 2 десятины А.К.Тобина с домом «Белая ласточка», и создал курорт «Жемчужина». А 18 октября 1902 г. Тобина продала и участок с каменным домом под названием «Ласточкино гнездо». Покупателем стала баронесса Софья Александровна Штейнгель – это была никто иная, как младшая сестра Елизаветы Александровны. Она и владела замком следующие девять лет, до 1911 года, а потом, как нам удалось установить, продала его московской купчихе Агнии Павловне Рахмановой. Вернее, московской семье купцов Рахмановых (они были старообрядцами, а у них было принято все покупки записывать на женщин). Рахмановы и владели замком вплоть до окончательного прихода в 1920 г. в Крым советской власти, что подтверждают документы национализации. При них он приобрел тот «сказочный» вид, который сделал его символом Южного берега Крыма.
Андрей Карагодин: Про киевскую ветвь рода Штейнгелей, к которой принадлежал Павел Леонгардович Штейнгель (1880-1965), инженер и нефтепромышленник, было известно куда больше, чем про санкт-петербургскую – поэтому его и называют часто по ошибке хозяином «Ласточкиного гнезда». Марии Михайловне Петровой пришлось немало потрудиться в архивах северной столицы и Крыма, чтобы по крупицам восстановить историю Штейнгелей из Санкт-Петербурга. А вот с Рахмановыми нам улыбнулась удача: моя коллега по МГУ, ныне работающая в Государственном историческом музее, Е.М. Юхименко не так давно выпустила большую монографию, посвященную семье этих купцов, где, в частности, опубликовала и редкие фотографии из семейного архива – Рахмановы на фоне построененного «Ласточкиного гнезда» в 1914 и замок в строительных лесах годом ранее. Мы связались с Еленой Михайловной и она подтвердила сведения, которые мы извлекли из архива в Симферополе и других источников: да, именно Рахмановы купили в 1911 году «Ласточкино гнездо» и вскоре перестроили его, и владели до самого установления советской власти в Крыму, а оттуда эмигрировали в Париж.
Мария Петрова: С именем и фамилией архитектора, которому Рахмановы поручили построить новое «Ласточкино гнездо», тоже долгое время была путаница – даже на памятной доске, установленной в 1970 году, ошибочно указан «А.В.Шервуд». На самом деле, как нам удалось установить из ялтинских и симферопольских газет того времени, которые, конечно же, не могли обойти стороной факт перестройки популярного замка на мысе Ай-Тодор новыми владельцами — московскими богачами Рахмановыми, – за проект реконструкции отвечал его племянник, Николай Сергеевич Шервуд, перебравшийся к тому времени из Москвы в Алупку. Николай Шервуд происходил из семьи архитекторов Шервудов. Его прадед прибыл из Англии в Россию строить каналы, дед Владимир Осипович (1832-1897) стал автором проекта Исторического музея в Москве, отец Сергей Владимирович (1858-1899) помогал отцу в создании проектов особняков, храмов. Будучи сыном архитектора, Николай Сергеевич знал основы строительного дела, и именно его Сергей Карпович Рахманов пригласил перестроить дом Тобиной.
А через год после того, как мы опубликовали свою статью в журнале «Исторический журнал. Научные исследования», где высказали это предположение, в самом конце декабря 2020 года, мы получили письмо из Санкт-Петербурга от внучки скульптора Л.В.Шервуда (которому также нередко ошибочно приписывали авторство «Ласточкиного гнезда»), Ольги Шервуд. Ее собственные изыскания в архивах подтвердили: автором «Ласточкиного гнезда» действительно был Н.С.Шервуд! Более того: в фонде драматурга Сергея Александровича Найденова (авторы пьесы «Дети Ванюшина»), хранящемся ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства, ей была обнаружена и впервые опубликована фотография Н.С.Шервуда, на обороте которой чернилами написано «Архитектор Ник.Серг. Шервуд. Строитель «Ласточкиного гнезда». Найденов страдал туберкулезом и переселился в Ялту, где и познакомился с Николаем Шервудом, который также и по той же причине перебрался из Москвы на Южный берег.
Нашла Ольга Шервуд и запись о смерти Н.С.Шервуда – в метрической книге церкви Архангела Михаила в Алупке, хранящейся ныне в Центральном Государственном Историческом архиве в Киеве: он скончался от туберкулеза мозга 8 марта 1917 года. Некролог, озаглавленный «Памяти хорошего человека», был опубликован в газете «Ялтинская новая жизнь» от 15 марта 1917 г. Вот его текст:
«Схоронили Н.С. Шервуда, местного общественного деятеля, милого, скромного человека, и чуткого, нежного художника. Талантливый дилетант, нервный, порывистый, — он как архитектор порою весь загорался цветистым пламенем эффектных проектов и причудливых эскизов, часто нескладных, практически невыполнимых, но всегда романтически-нежных и экзотически-пышных… Его постройка известной дачи «Ласточкино гнездо» на Ай-Тодоре – типичный для покойного эпизод: интересный замысел, пёстрый, путливый стиль, практические недочёты и после первоначальной энергии – апатия и равнодушие к концу… Театр был его страстью… Говорят, что умирая, в знойном бреду, он твердил, что будет играть, но ешё не знает роли, что надобно ещё подготовиться… Но проза жизни, коммерческая сторона, антрепризы – губили театральную романтику и благие порывы покойного: дело «прогорало», касса была пуста, но зато художественная сторона дела была почти безупречна… И ещё – автомобильное дело, техническая контора, фантастически-грандиозные и практически забавные проекты фуникулёра на вершину Ай-Петри, и ещё (до последних дней жизни) вечные заседания, секции, репетиции, тревоги и грёзы момента… А здоровье таяло, как воск, пока не иссякло до капли…»


Андрей Карагодин: Обратите внимание на эпитеты, которыми автор некролога характеризует деятельность Шервуда: «экзотический», «романтический», «театральный». Разве не таким, нарочито-декоративным, был и осуществленный им проект перестройки замка «Ласточкино гнездо»?! Архитектурные критики не раз писали, что замок выстроен странно, как будто башни подталкивают друг друга в море, внешний эффект тут явно поставлен верх над надежностью и гармонией пропорций – это ли не свидетельство того, что работал архитектор-любитель, а не профессионал? На рубеже XIX — начала XX веков по всей Европе полюбили строить дома, похожие на театральные декорации, увлеклись стилизациями под старину. Все видели хотя бы на фотографии знаменитый проект короля Людвига II Баварского — замок Нойшванштайн, реализованный в 1870–80-х гг. на скале напротив старого фамильного замка Хоэшвангау в южной Баварии. Спроектированный придворным архитектором Эдвардом Риделем при непосредственном участии влюбленного в старину короля, большого чудака и оригинала, он был не столько местом для жизни, сколько грандиозной театральной декорацией к операм Рихарда Вагнера, кумира Людвига. И вот что характерно: замок Нойшванштайн закрепился в статусе главного туристического символа Баварии точно так же, как «Ласточкино гнездо» стало символом Южного берега Крыма. К примеру, замок Белоснежки из мультфильмов Уолта Диснея был скопирован именно с замка Нойшванштайн.
Мария Петрова: С основными загадками «Ласточкиного гнезда» покончено навсегда, но все равно остается много вопросов. Кто был архитектором первого здания? Как сложилась судьба сестер Софии и Елизаветы Штейнгель – его первых владелиц? Известно, что последняя хозяйка замка до национализации советской властью, Мария Сергеевна Рахманова с мужем в 1919-и или 1920-м эмигрировали из Крыма, возможно, в Париж. Будем признательны за любую информацию, которая поможет нам и дальше распутывать эту увлекательнейшую историю!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34fd/kto-postroil-lastochkino-gnezdo-rasskazyvaiut-uchenye-razgadavshie-tainu-veka-604d0dee0a7d51654a882ce2

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны