Историческая викторина «единство»











Ровно 100 лет назад, в середине ноября 1920 года, последний пароход белой армии отчалил от берегов Крыма.
В эмиграцию отправлялись офицеры и солдаты из проигравшей битву за Крым, а с ней и всю Гражданскую войну, Белой Русской армии, а также им сочувствующие — дворяне, чиновники, известные личности.
В планы командующего Южным фронтом Рабоче-крестьянской Красной армии, М. Фрунзе входило уничтожение противника, в том числе недопущение попытки покинуть Крым по воде.
С другой стороны, в планах главнокомандующего Юга России П.Н. Врангеля была эвакуация населения, не желающего оставаться под властью большевиков, предполагалось вывезти около 75 000 человек, однако, реальные цифры оказались куда боле впечатляющими.
За пять дней Крым покинули 146 000 человек (117 000 военных и 30 000 гражданских лиц). Лишь немногим из них удавалось с течением времени вернуться на Родину, большинство же, не зная того, уезжали навсегда.
В литературе эти события получили название «великий исход», это был, пожалуй, один из сильнейших за всю историю России эпизод русской эмиграции.
Для отправки людей морем были выбраны пять крымских портов: Севастополь, Ялта, Керчь, Феодосия и Евпатория. Тысячи людей отправлялись искать лучшую долю в Европу, США, китайский Харбин и в страны Ближнего и Среднего Востока.
«Русские люди! Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда. В сознании лежащей на мне ответственности я обязан заблаговременно предвидеть все случайности. <…> Да ниспошлет Господь всем сил и разума одолеть и пережить русское лихолетие.» Генерал Врангель.
Людей вывозили на 126 судах, многие из которых были перегружены (например, пароход «Саратов», вместимостью 1860 человек, принял на борт 7056). Люди сидели на палубах и в трюмах вплотную, многие теряли при посадке багаж, не хватало продовольствия и, банально, туалетов. Были также задействованы французские, английские, американские судна, находящиеся в портах. Прикрывать посадку на корабли от возможного нападения помогали юнкера Константиновского военного училища.
14 ноября 1920 года генерал Врангель с командующим флотом адмиралом Кедровым сели на теплоход и покинули Севастополь.
В тяжелых условиях 150 000 русских людей спаслись от страшной мести, которая обрушилась на многих оставшихся.
17 ноября 1920г. крымский революционный комитет выпустил приказ №4, по которому солдаты, офицеры, чиновники, иностранные граждане, прибывшие после 1919 г., работники учреждений добровольческой армии были обязывались явиться для «добровольной регистрации» в течение 3 дней.
Из тех, кто пришел на регистрацию, не смог отплыть на кораблях или просто поверил в амнистию, по оценкам историка И. Ратьковского, 12 000 человек были расстреляны. (историки С.В. Волков, Д.М. Володихин называют цифру 52 000 человек). Удивляет наивность людей, которые приходили добровольно, поверив в честному слову Михаила Фрунзе.
В последующие 2 года к «красному террору» добавился голод, от которого в Крыму умерло, по разным оценкам, от 70 000 до 100 000 человек.
Тысячи людей, которые поверили в милосердие победителей, до сих пор лежат в безвестных могилах полуострова Крым.
Тем не менее, 150 000 человек уже отправились в Европу, США, китайский Харбин и в страны Ближнего и Среднего Востока.
На Графской пристани в Севастополе есть небольшая мемориальная табличка, на которой написано: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Россию в ноябре 1920 года». В одном только слове — соотечественники — заключается вся боль и трагедия Гражданской войны, в которой нет победителей, а есть лишь побежденные.
После гибели Российской империи или «старой России», большевики попыталась создать новый русский мир, но это уже другая история.
Источник: https://dzen.ru/a/X-YGT96BQCuoeph8

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны