Статьи
Профессор, фронтовик…
Статьи
Благовещение в 2024 году: история и традиции
07.04.24
Операция «Аргонавт»: как судьба мира решалась в Крыму
05.02.24
«Провансальный человек»: как русский француз в Крыму растит виноград
25.08.23
Профессор, фронтовик…

Это о Павле Яковлевиче Голодриге. О нем знают и помнят немногие. А жаль. Человек. Личность. Увлеченный. Образованный. Прошедший войну, голод и разруху. Борец. Созидатель. Ученый, селекционер, при котором Институту виноделия и виноградарства «Магарач», в котором он проработал почти 40 лет, достиг небывалого расцвета. Доктор биологических наук. Профессор. Создал со своими учениками порядка 50-ти новых сортов винограда. Имел 23 авторских свидетельствами на изобретения. Создавший собственную научную школу генетики, селекции и физиологии винограда. Автор 250 научных трудов, восстребованных во Франции, Италии, Германии и других странах, где есть виноградарство и виноделие.

Незаурядный человек, о котором стоит рассказать хотя бы в нескольких эпизодах.

Война.
Из воспоминаний однополчанина: «…на Висле и Одере трёх офицеров их танкового полка звали «старосветскими помещиками»: те не признавали спиртного, не употребляли бранных слов и целомудренно вели себя с женщинами. Тон в «старосветской» троице задавал начальник радиосвязи полка, тогда двадцатипятилетний Павел Яковлевич «.

Полк, к которому Голодрига был причислен, находился в резерве главнокомандования. Использовался, как правило, при прорыве обороны противника. Его фургон с антенной, крытый брезентом, «обычно пылил среди танков прорыва. Студенческий билет и зачётка Павла Яковлевича сгорели в подбитой машине. В числе наград у него был редкий в войну орден Богдана Хмельницкого… Из четырёхсот ушедших вместе с ним краснодарских студентов вернулись продолжать учёбу четверо.» (из тех же воспоминаний однополчан, знавших его).

О том, как Павел Яковлевич Голодрига спас молодую связистку своего полка, которая едва не умерла от потери крови из-за своей стеснительности.
Раненая девушка лежала на земле, свернувшись клубком и не давала санитарам себя перевязать

Шрам
На правой ладони у Павла Яковлевича был шрам, уродливый, сразу видно, что рана была очень глубокой. Все почему-то думали, что это с войны, след ранения. «…оказалось, война ни при чём, просто уже профессором, вырывая нож у бандита, порезался.»

Уже будучи профессором…вырывая у бандита нож…и больше ничего. Было только известно, что если бы не он, одним живущим в тот день стало бы меньше. Просто шел по улице и услышал, что кто-то позвал на помощь. Вот и весь рассказ. Большего добиться от него было невозможно — считал, что это было бы уже хвастовство.

Диссертация
Воспоминания о Голодриге всегда по особому душевные и теплые, чувствуется, что люди запомнили его именно таким. Многие эпизоды запомнились людям потому, что в них проявлялась особая натура этого человека. Он, например, страшно не любил делать замечания или отказывать. Многие этим пользовались, мешая работать ему самому. Поэтому, когда встал вопрос о его диссертации, Павел Яковлевич собрал свои книги, записи и ушел с глаз долой — забрался на скалу Дива в море у Симеиза и там в уединении писал докторскую.

Рыцарь
Голодриге приходилось часто бывать за границей — его приглашали на всевозможные научные симпозиумы. На руки выдавались небольшие суммы в валюте. Коллеги, которые ездили вместе с ним, привозили кто что. Голодрига же — всегда только книги, в основном по ампелографии ( виноградной науке). И лишь однажды — рыцарские доспехи. Не устоял — так ему понравились. Никто не удивился — в нем и правда было что-то рыцарское — внутренняя сила и физическая выносливость сочетались с благородством и деликатностью.

Перестройка
А потом в стране, которую Голодрига защитил в самой страшной войне, началась перестройка, инициированная Горбачевым. 7 мая 1985 были приняты документы, которые разделили жизнь Голодриги на ДО и ПОСЛЕ: постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совмина СССР N 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

С этого начался горбачевский «крестовый поход» против виноградарства и виноделия в СССР.

Вылить в море
Чудом удалось спасти бесценную стопятидесятилетнюю винотеку «Массандры», куда привезли на экскурсию единомышленника Горбачева, Е.К.Лигачева.

-«Винотеку — в море. „Массандру“ закрыть!»

Таким образом планировалось показать наглядный пример последовательной борьбы с этим «рассадником пьянства» в Крыму. Планы вылить массандровские вина в море натолкнулись на сопротивление первого секретаря Крымского обкома партии В.С. Макаренко. Его поддержал В.В. Щербицкий, член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Украины — позвонил Горбачеву, рассказал о назревавшем с Лигачевым конфликте, предупредил:

-Это уже перегиб, а не борьба с пьянством.

Горбачев Щербийцого понял, вернее «услышал» то, чего не было сказано вслух и это означало крайне неприятную для него вещь — раскол в рядах тех, кто его до этого поддерживал.

-Ладно, оставьте.

p.s. Позже Лигачев будет говорить, что никогда таких идей — вылить винотеку «Массандры» в море не высказывал. Но народная молва сохранила именно эту версию, возможно, тем самым подчеркивая всю абсурдность и кощунство происходящего с виноградорством и виноделием по всей стране, не только в Крыму.

Последняя битва
«Массандра» была спасена. Но уничтожение виноградников в Крыму продолжилось.

Сотрудники заводов пытались сохранить сорта, подсовывая на уничтожение старые, инфицированные или не очень ценные плантации. Несмотря на все усилия, было уничтожено виноградников на одну треть больше, чем утрачено в годы Великой Отечественной войны. Наиболее болезненной утратой, специалисты называют коллекционные сорта винограда «Эким-кара» (один из основных компонентов знаменитой марки вина «Черный доктор»). Были и другие потери…

Вскоре добрались до плантаций «Магарач», где Всесоюзным научно-исследовательским институтом виноделия и виноградарства под руководством Голодриги велись селекционные работы. 45 тысяч укоренившихся сеянцев уникальных селекционных сортов — плод работы института за 40 лет.

Профессор Голодрига решился на последний шаг, способный, как он думал, остановить маховик, который перемалывал, превращая в ничто винодельческую отрасль в Крыму — обратиться к Горбачеву напрямую. Ему говорили — «Не поможет! Не ходи! Будешь потом, как отщепенец, не понимающий линию партии. Не дай бог еще институт прикроют, а так может и пересидим..»

Все же пошел — оставалась надежда, что его выслушают, поймут, что виноделие, это не пьянство, а культура и национальное достояние, гордость страны, международный престиж, валюта..

В секретариате Гобрачева Голодриге сообщили, что ехать никуда не надо, Горбачев сам приедет в Крым, будет отдыхать в Форосе — «Там и поговорите»…

Встреча состоялась.

Возвращаясь домой, Павел Яковлевич снова и снова прокручивал в голове разговор. Ему казалось, что он не сказал что-то важное, упустил и все приняло такой оборот, о котором его предупреждали:

-.. вы, товарищ Голодрига, не понимаете линии партии. Своими бесценными, как вы говорите, винами, спаиваете народ! Виноградники вам дороже здоровья наших людей. Как коммунист коммунисту скажу — это недопустимое заблуждение. Надеюсь, вы поняли меня, обижаться не будете, сделаете правильные выводы.

Уход
19 декабря 1986 года Голодрига покончил с собой, повесился в подвале своего дома. Ему было на тот момент всего 66 лет. В прощальной записке, адресованной жене и теще, написал:

«Дорогие мои Галина, Юлия Павловна. Мое тело будет в погребе. Простите за такое горе. Вчера очень плохо себя почувствовал и ушел с работы. Ухожу из жизни так как по халатности большая потеря имущества. Неправдоподобно, но факт. Подвожу многих и в целом институт, главное — вас. Противно самому, потерял волю. Страшно подумать! Простите!»

Версии
Одной из версий самоубийства профессора Голодриги предполагали неурядицы в семье, иначе почему он адресовал записку двоим, а не только своей жене. Но главной версией по прежнему остается глубокая депрессия в связи с тем, что происходило в стране и последней каплей стала неудачная попытка спасти дело всей жизни. Голодрига до последнего винил себя, что не нашел нужных слов, не смог убедить Горбачева, что уничтожение виноградников надо остановить.

p.s. Позже, выступая по случаю 20-летия антиалкогольной кампании Горбачев признает, что «из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно». О Голодриге не вспоминал никогда, возможно, даже забыл о том, что такая встреча была.

Черные дни «Магарач»
После смерти профессора Голодриги вскоре безжалостно выкорчевали практически всю, созданную им, плантацию — 45 тысяч сеянцев. Это было невосполнимой потерей, так как материал собирался со всего мира на протяжении не одного десятка лет.

Часть спасли
Нашелся человек, который не побоялся и смог организовать спасение хотя бы небольшой части наследия Голодриги. Несколько сотен сеянцев тайно по-партизански вывезла из Крыма в совхоз «Авангард» Наурского района Чечни ученица Павла Яковлевича, Мария Антоновна Костик. В 1992 году саженцы частично были возвращены в Крым.

Эпилог
Хоронили тихо. Опасались, что похороны могут вылиться в митинг с критикой по поводу вырубки виноградников. Не было ни речей, ни некролога. Пришли только самые близкие.

Долгое время зарубежные коллеги Павла Яковлевича слали ему приглашения на конференции и симпозиумы для выступлений с докладом, запрашивали новые материалы для публикаций в научных журналах. Думали, что он жив!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/istorya_s_perchikom/professor-frontovik-kotoryi-mog-obezvredit-bandita-shvativshis-za-noj-posle-odnoi-vstrechi-v-forose-pokonchil-s-soboi-619d7881e8bf37723cab14bb?&

 

Более подробно ознакомиться с событиями, связанными с историей Крыма и Государства Российского можно в разделе «Книга»

Книга «Освященная чаша ЕДИНСТВА», стр. 222 «НИИ Магарач»

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны