Историческая викторина «единство»
История о Граале – классический пример адаптации языческих легенд к новым христианским реалиям. Ее источниками и основой стали апокрифическое «Евангелие от Никодима» (гностическое) и кельтская легенда об острове блаженных Авалон. У христианских авторов Авалон превратился в место пребывания душ, которые не заслужили адских мук, но оказались недостойны рая. В некоторых романах Бретонского цикла рыцари ищут замок, где хранится Грааль. Чаще всего эта реликвия представляется чашей, из которой пили Христос и апостолы во время Тайной вечери. В эту же чашу, согласно преданию, собрал кровь распятого Христа Иосиф Аримафейский. Но в одном из романов Грааль называется камнем, об этом мы поговорим чуть позже.
Замки Святого Грааля
Первым своим читателям о Граале поведал Кретьен де Труа – в незаконченном романе «Персеваль или повесть о Граале». В прологе этот автор сообщает, что рассказ о Граале он нашел в книге, которую дал ему на время граф Фландрский Филипп. И говорит, что попытался пересказать в стихах
«лучшее из сказаний, рассказанных при королевском дворе».
В «Персевале» де Труа замок «короля-рыбака» не имеет названия, а Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» назвал его Мунсальвеш («Мое спасение»). Вагнер в одноименной опере изменил название замка на Монсальват («Гора Спасения») и поместил его в Пиренеях. Возможно, кто-то из вас помнит строки М. Волошина:
«Бродит осень парками Версаля,
Вся закатным заревом объята…
Мне же снятся рыцари Грааля
На скалах суровых Монсальвата».
А в «Вульгате» (анонимный цикл из 5 рыцарских романов) местом хранения Грааля назван замок Корбеник или Корбин – от валлийского Caerbannog («Горная крепость»).
В рыцарских романах крепость Грааля мало похожа на средневековые замки Европы. По мнению многих исследователей, описание ее внутреннего убранства гораздо больше походит на пиршественную залу ирландских королей либо даже на подземные жилища сидов, описанные в «Путешествии Кормака», «Пире Брикрена», легенде о посещении святым Колленом замка Гвина, сына Нудда.
Кое-кто в нацистской Германии, похоже, отождествлял Монсальват с одним из каталонских горных монастырей.
23 октября 1940 года в южном французском городе Андае, расположенном у границы с Испанией, состоялась встреча Адольфа Гитлера и Франсиско Франко. А сопровождавший Гитлера Генрих Гиммлер в этот день оказался вдруг в бенедиктинском монастыре Санта-Мария де Монтсеррат, который находится в горах примерно в 50 км от Барселоны (здесь хранится знаменитая скульптура «Черной Мадонны»).
Монаху Андреу Риполю, который из-за того, что знал немецкий язык, стал его «экскурсоводом», Гиммлер сказал:
«Всем нам известно, что Святой Грааль находится здесь».
В некоторых источниках сообщается, что замок Мунсальвеш принадлежит катарам. На этом основании немецкий археолог Отто Ран отождествил его с альбигойским замком Монсегюр, захваченным и разрушенным крестоносцами 16 марта 1244 года. Существует легенда, что незадолго до падения этого замка четверо совершенных катаров сумели покинуть Монсегюр через потайной ход, унеся с собой главные реликвии, среди которых мог быть и Грааль. Данную гипотезу Ран изложил в книге «Крестовый поход против Грааля».
Этот труд заинтересовал самого Генриха Гиммлера, который предложил Рану вступить в СС и распорядился о финансировании его поисков Грааля в окрестностях Монсегюра. Ничего похожего на Грааль Рану найти не удалось. Да и вряд ли он мог найти Грааль. Дело в том, что именно эта реликвия для катаров особой ценности не представляла. Альбигойцы считали Христа ангелом, принявшим облик человека. И потому они не верили ни в смерть Иисуса на кресте, ни в последовавшее затем воскресение. И, соотвественно, не верили, что его кровь могла быть собрана в какую-то чашу.
Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» называет хранителями Грааля тамплиеров. Некоторые считают, что последний великий магистр этого ордена, Жак де Моле, так и не выдал местонахождение Грааля палачам французского короля Филиппа IV.
Тайна Грааля
Слово graal (вариант – greal) в переводе со старофранцузского означает кубок либо чашу. Многие считают, что происходит оно от латинского gradalis, в свою очередь образовавшегося когда-то от греческого слова krater, которым называли сосуд с широким горлом, предназначенный для смешивания вина с водой. Некоторые полагают, что услышавшие о чаше Грааля кельты могли отождествить ее с волшебным котлом народа детей богини Дану, либо с блюдом легендарного короля Риддерха, от которых никто не уходил голодным.
Кстати, другими сокровищами народа Дану были копье, которое позже отождествили с копьем Лонгина, и меч, который считают прообразом Экскалибура.
В романе Кретьена де Труа слово «грааль» (graal) еще пишется с маленькой буквы, в те времена оно могло означать плоскую тарелку, на которой обычно подавалась рыба (напомним, что Персеваль увидел реликвию в замке «короля-рыбака»). Дева несла его двумя руками и вместо рыбы на блюде лежали облатки для причастия. При этом graal:
«Из чистого был сделан злата,
К тому же щедро и богато
Усыпан россыпью камней».
Согласитесь, трудно представить столь дорогую чашу на столе у полунищих апостолов. Впрочем, де Труа этого и не предполагал, чашей Евхаристии Христа и апостолов Грааль был назван позже. Главное внимание Персеваля, героя романа де Труа, привлекает пока ещё не Грааль, а кровоточащее копьё, которое позже стало ассоциироваться с копьём сотника Лонгина. Однако читателей этого романа взволновал именно Грааль. И это было началом формирования одной из величайших легенд в истории человечества. Продолжение романа де Труа пытались писать Вошье де Денен, Псевдо-Вошье (Псевдо-Готье), Жерберт и Манессье.
С чашей Тайной вечери, в которую потом собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, Грааль отождествил Робер де Борон (в «Романе об истории Грааля»). Грааль символизировал высшее нравственное совершенство, но приносил весьма осязаемые блага. Он исцелял больных и продлял жизнь. Эшенбах пишет:
«Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть… Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он называется Граалем».
Также Грааль давал любую пищу:
«Самые лучшие напитки и яства, аромат которых когда-либо распространялся в этом мире. Кроме того, камень достаёт для его хранителей различную дичь».
В другом месте:
«Сто пажей получили приказ явиться с почтением к Граалю и собирать хлеб, который они затем уносили, завернув в белые салфетки. Мне рассказали, и я повторяю вам, что у Грааля сотрапезники находили все кушанья, какие они могли только пожелать, готовые совершенно к употреблению».
Грааль Эшенбаха, названный им «камнем, упавшим с небес» и «вожделеннейшим камнем», очень похож на философский камень. Этот автор говорит о нем:
«Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства».
Кроме того, Эшенбах утверждает:
«Грааль до того тяжеловесен,
Что никому из грешных человек
Не поднять его вовек».
Но во всех других источниках Грааль – это чаша или кубок. Даже Р. Вагнер, написавший оперу по мотивам романа Эшенбаха, «исправил ошибку», сделав Грааль чашей.
Но существует версия, согласно которой слово «Грааль» происходит от латинского gradual, означавшего всего-навсего сборник богослужебных текстов.
Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн в книге «Святая кровь и Священный Грааль» выдвинули предположение, что San Graal («Святой Грааль») следует читать, как sang real – «королевская кровь» потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины (которыми якобы являлись «ленивые короли» Мервинги). Эта достаточно бредовая и, безусловно, оскорбительная для христиан версия получила широкую известность благодаря книге Брауна «Код да Винчи» и одноименному фильму.
Поиски Грааля
Рыцари, которые решались искать Грааль, отправлялись буквально «туда, не знаю куда»: мало того, что никто не мог сказать, где именно следует искать тот же Мунсальвеш (Монсальват), так этот замок был ещё и невидимым. Эшенбах пишет:
«Чтоб в замок этот попасть,
Не нужны ни усердье, ни власть,
Ни удача, ни разум могучий, –
Лишь судьбой уготованный случай».
Эшенбах утверждал также, что Мунсальвеш охранялся тамплиерами (напомним, что этот орден был основан в 1119 году):
«Доблестные рыцари живут в замке Мунсальвеш, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далёкие края на поиски приключений… Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня (Грааля)».
А поскольку никто точно не знал, как именно Грааль выглядит, можно добавить, что собирались они найти «то, не знаю что». Предполагалось, что Грааль сам должен явиться достойному.
Кроме того, в пути рыцари, «жившие праведной жизнью и обладавшие великой доблестью», находили «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля».
В общем:
«Только чистым даны созерцанья
Вечно радостной чаши Грааль».
(Н. Гумилев).
Сэр Ланселот Озерный, величайший из рыцарей, увидел Грааль целых два раза, но оказался его недостоин, так как подвиги совершал не для прославления Господа, а во имя своей Прекрасной дамы – королевы Гвиневры.
А закончилась история Ланселота совсем уж печально: после гибели Артура он сошел с ума, а его возлюбленная Гвиневра ушла в монастырь.
Достойными увидеть Грааль оказались сын Ланселота Галахад, его племянник сэр Борс и Персиваль (в немецких романах – Парцифаль).
И лишь в малоизвестном немецком романе «Корона» утверждается, что увидеть Грааль смог сэр Гавейн.
Хранителем реликвии стал Галахад. После его смерти Грааль был унесен на небо ангелами. По другой версии, Галахад был взят ангелами на небо живым – вместе с Граалем.
А в германском романе Вольфрама фон Эшенбаха хранителем Грааля был Парцифаль (Персиваль), которого автор объявил также и главой ордена тамплиеров.
Некоторые исследователи считают, что прототипом Персиваля был кельтский герой Перидор аб Эфрав, который, согласно преданию, освободил землю от множества чудовищ. Полагают также, что одним из источников повести о Персивале могла стать легенда о другом ирландском герое – Финне Мак-Кумхайле.
Согласно британским преданиям, Грааль все же не был взят на небо, а захоронен в аббатстве Гластонбери. Иосиф Аримафейский якобы закопал его на одном из холмов, где из посоха, который он воткнул в землю, вырос терновник. Растение, которое считалось терновником Иосифа, действительно имело ближневосточное происхождение. Видимо, его саженец был привезен из Палестины кем-то из крестоносцев или паломников.
В XVII веке это дерево было срублено солдатами Кромвеля, но дало новые побеги. Однако в декабре 2010 года его снова срубили какие-то вандалы. Некоторые священники прокомментировали это известие в том духе, что люди вообще и британцы в частности уже недостойны столь ценной реликвии, и потому ее забрали у них.
В Гластонберийском аббатстве есть также источник Chalice Well («Колодец Чаши»), вода которого окрашена в красный цвет из-за большого содержания железа. По тому же преданию, он берет начало от места захоронения Грааля.
В 1906 году близ этого источника Уэлсли Тюдор Поул нашел стеклянную чашу, которую чуть было не объявили Граалем. Однако выяснилось, что много лет назад некий Джон Гудчайлд привез этот сосуд из Италии и оставил его здесь в качестве дара местной кельтской богине.
Источник: https://topwar.ru/181958-svjatoj-graal-i-rycari-kruglogo-stola.html
Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны