Статьи
Традиции разные, история одна
Статьи
В Крым приедут иностранные виноделы
11.01.25
Благовещение в 2024 году: история и традиции
07.04.24
Операция «Аргонавт»: как судьба мира решалась в Крыму
05.02.24
Традиции разные, история одна

В марте 2014 года, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации, россиян стало на два миллиона больше. В Крыму живут представители почти двухсот национальностей — среди них не только русские и украинцы, но и крымские татары, потомки греков, итальянцев, болгар и многих, многих других.

В спецпроекте ТАСС — рассказы представителей нескольких национальных групп и конфессий о том, как изменилась их жизнь после воссоединения полуострова с Россией.

Уроки истории
На протяжении веков Крым населяли, подчас сменяя друг друга, самые разные народы. Например, можно вспомнить тавров, скифов, киммерийцев, гуннов, оставшихся в учебниках истории. Одним из древних народов были и караимы — сейчас к этой народности себя причисляют около пяти сотен крымчан. Заметный след оставили, к примеру, армяне. Недалеко от города Старый Крым находится армянский монастырь Сурб-Хач. Знаменитый Херсонес Таврический, расположенный на территории современного Севастополя, был основан греками. Еще одна из архитектурных достопримечательностей Крыма, сохранившаяся до наших дней — крепость в Судаке, относится к периоду генуэзских колоний. Бахчисарай был столицей Крымского ханства и резиденцией его правителей.

В Крыму говорят, что общая история и ее горькие уроки помогают избежать национальной вражды. Современных крымчан особенно сплачивают трагические события середины прошлого столетия, когда за пределы полуострова были высланы более 200 тысяч человек.

С 1941 по 1944 год из Крыма были депортированы крымские татары, немцы, греки, болгары, армяне и представители некоторых других народов. Многие погибли в пути и в спецпоселениях.

В 1989 году Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.

21 апреля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

На программу реабилитации депортированных народов в Крыму до 2020 года будет потрачено порядка 10 млрд рублей.

У каждого из перечисленных народов, помимо общей, крымской истории, есть свои традиции и свои надежды.

Крымские татары встречают всех гостей с кофе. В семье Мусаевых турке больше 70 лет. Ее привезла из Узбекистана бабушка, которая была выслана туда в 1944 году. Операция войск НКВД по депортации крымских татар проходила с 18 по 20 мая 1944 года. Как это было, хорошо помнит 87-летний глава семьи Дилявер.

Нас долго-долго везли в телячьих вагонах непонятно куда. Когда открыли, видим — узбеки: у кого монтировка, у кого арматура, у кого камни в руках. Им говорили, что везут чуть ли не с рогами злодеев. А когда они увидели, что люди обычные выходят, женщины, дети, побросали свое орудие сразу, говорят — на нас же похожи, и рогов-то нет — житель Крыма Дилявер Мусаев

Массовое возвращение крымских татар на полуостров началось в конце 80-х годов. Сейчас, по данным Росстата, в Крыму нет ни одного района, где бы не жили татары, больше всего их в Симферопольском и Бахчисарайском районе.

«Мы там точно так же жили одной многонациональной семьей, — вспоминает о годах жизни в Узбекистане дочь Дилявера Фатиме Мусаева, — но все с детства слышали, что Крым — это наш дом. Поэтому, когда возвращались в 1991 году, страха не было. Просто неизвестность».

Такая же неизвестность, по словам Фатиме, стала причиной того, что некоторые татары не участвовали в референдуме 2014 года. «Может, по молодости бы не было такого страха, но когда у тебя дети, внуки… Что идти на референдум, если не знаешь, что будет, — поясняет она. — На самом деле, нам лишь бы не было войны. Там или здесь — уже второстепенно». При этом о переезде на Украину в семье Мусаевых даже не думали — слишком глубоки корни, да и та же неизвестность пугает.

Опасения перед референдумом, признается Фатиме, не оправдались. «Честно скажу, в моей жизни ничего плохого не произошло. Как работала, так и работаю. Пенсию как получала, так и получаю. Дети как учились, так и учатся», — рассказала она.

В семье Мусаевых между собой говорят на крымско-татарском, при этом все хорошо владеют русским. «Дети все с рождения говорят на татарском. Только когда в садик идут, начинают и на том, и на другом говорить. Мы стараемся, чтобы дети с самого начала знали свой язык. А русский они в любом случае выучат. У меня знакомая удивлялась всегда, как дети могут знать два языка. А вот так», — с гордостью говорит Фатиме, отпуская внуков смотреть любимые мультики.

Узнать крымского итальянца в толпе сложно. Возникающий в голове образ — вьющиеся густые темные волосы, темно-карие глаза — не соответствует действительности. Сложно судить о корнях и по фамилиям: они в основном русские, максимум — двойные. На первый взгляд, это кажется естественным для двух веков жизни вдали от Родины. Но оказывается, в советские годы итальянцы специально выбирали себе в пару русских и прятались за их фамилиями. Потому что боялись.

Современные крымские итальянцы в основном являются потомками моряков и крестьян, прибывшими на полуостров несколькими волнами начиная с 1820 года. Они с семьями селились в Феодосии и Керчи. В 1930-х годах были заподозрены в профашистких симпатиях, многих мужчин сослали в Сибирь. А в 1942 году, по распоряжению НКВД, были высланы в Казахстан почти все итальянские семьи — около 500 человек.

В ходе переписи населения 2014 года итальянцами назвали себя всего 77 жителей полуострова. Однако по данным сообщества итальянцев Крыма «Черкио», людей итальянского происхождения гораздо больше — порядка 400-500 из них компактно проживают в Керчи.

Рассказать о высылке итальянцев из Крыма от первого лица могут лишь несколько человек. Среди них — Надежда Денисова, по матери — Джаккетти.

Мне было 11 лет и 4 месяца, когда нас депортировали… Помню, останавливается машина возле нас, выходят двое мужчин в гражданском и говорят: «Вы итальянцы, мы вас высылаем, потому что вы — предатели». Дали два часа на сборы. Везли сначала в порт, оттуда морем в Новороссийск, потом грузили в вагоны-теплушки и через Баку — в Казахстан. Первую баржу, которая шла через Керченский пролив, с итальянцами и ранеными солдатами потопили немецкие бомбардировщики на глазах у ожидавших своей очереди на берегу.

Ну тут такое началось… никто не хочет садиться в эту баржу. Но все равно заставили. Посадили нас в темный трюм и закрыли. Папа пытался нас спасти, кричал «Какие итальянцы? Я русский!» Ему разрешили остаться, но он нас не бросил. Проехали немножко и слышим самолеты. Крик, плач… И тут раздается громкий женский голос: «Прекратите немедленно, сию минуту! Среди нас ребенок-ангел, поэтому все будет хорошо». Оказалось, это были наши разведчики — жительница Крыма Надежда Денисова (Джаккетти)

Источник: https://tass.ru/spec/crimea-multinational

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны