Историческая викторина «единство»
Тайный ученик
Из всех упомянутых в Евангелии последователей Христа Иосиф из Аримафеи, пожалуй, самый загадочный. Писание не упоминает о нем вплоть до распятия Спасителя. Но называют его просто — тайный ученик. То есть он не странствовал по Иудее с апостолами, однако хорошо знал суть учения Иисуса.
Исследователи гадают, чем объяснить такое поведение. Скорее всего, Иосиф принадлежал к знати и, более того, входил в синедрион — высший судебный орган еврейского народа.
«Он занимал очень высокое положение, и ему было что терять. Но все же остался верным Христу, что требовало мужества и решительности», — говорит доцент кафедры библеистики богословского факультета ПСТГУ, протоиерей Константин Польсков.
Уже после смерти Учителя Иосиф просит у Пилата разрешить погребение. Неслыханная дерзость по тем временам, ведь Иисуса приговорили к самой позорной казни — как закоренелого преступника. А их по римским законам не хоронили.
Однако Иосиф кладет тело Господа в подготовленную для себя погребальную пещеру на самом престижном кладбище. После этого знатный иудей уже не скрывает принадлежности к христианам.
По словам отца Константина, верующие очень почитают «тайного апостола». Но, как ни странно, мало что знают о нем.
Неофициальные свидетельства
Детали биографии Иосифа Аримафейского христиане почерпнули из апокрифов — непризнанных церковью книг о Христе и его учениках. В Евангелии от Петра, например, знатный иудей выступает другом Пилата и просит тело Спасителя еще до распятия. А в Евангелии от Никодима за приверженность христианству его лишают всех привилегий и он попадает в темницу, откуда его чудесным образом вызволяет ангел.
По другой версии, тайный ученик Христа проповедовал в Англии. В XIII веке его объявили основателем церкви в Туманном Альбионе. Иосиф Аримафейский превратился в «апостола бриттов».
Однако для полной картины средневековому человеку не хватало одной важной детали — связанной с ним реликвии. Ведь достоверно не известно, где именно похоронен святой, в отличие от остальных ближайших последователей Иисуса.
Между тем церковное предание гласит, что «друг Христов» хранил одну из главных святынь: чашу с Тайной вечери, из которой совершили первое таинство евхаристии — причастия. Сосуд больше известен как святой Грааль.
«По историческим свидетельствам мы знаем, что существовал круг так называемых реликвий страстей — предметов, связанных с последними часами жизни Иисуса. Всего их двенадцать: крест, гвозди, плащаница и так далее», — уточняет профессор кафедры философии религии и религиоведения МГУ Владимир Винокуров.
Правда, хранились артефакты в разных уголках Европы. Местоположение большинства известно: например, терновый венец сейчас в Париже, плащаница — в Турине. Крест, как и гвозди, раздробили на мелкие части и развезли по храмам континента. А вот история с Граалем изначально туманна.
Любопытно, что в первое время святую чашу особо не искали. Писатели упоминают ее лишь в XII веке, когда началась охота за реликвиями.
«Приблизительно в 1180-м вышла книга Кретьена де Труа «Персифаль». В нем фигурирует некий Грааль. Предмет пока никак не связан с христианством. А позднее, в 1220-е, Робер де Борон пишет «Роман об Иосифе Аримафейском». И вот тут Грааль уже совершенно точно становится той чашей, из которой причащались апостолы и куда Иосиф собрал кровь Христа после смерти», — поясняет Владимир Винокуров.
Тогда же, в XIII веке, в Британии появилась новая версия старинных кельтских преданий о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Теперь они не просто легендарные воины, а хранители величайшей святыни. И в массовом сознании их стали воспринимать как духовных наследников Иосифа Аримафейского.
Англичане начали масштабные поиски могилы и тайного апостола, и короля Артура. Они полагали, что в одной из них закопана святая чаша.
Легенда — не более
В конце XII века монахи-бенедиктинцы из аббатства в Гластонбери на юго-западе Англии заявили, что нашли гробницу Артура. Правда, Грааля там не оказалось. По Европе разнесся слух, что святыню нужно искать в другом месте.
Затем в течение нескольких столетий след знаменитой реликвии то и дело всплывал в других городах. Правда, никаких веских доказательств обладатели «святых чаш» не приводили. В итоге теперь в мире целых два артефакта, претендующих на статус подлинного.
Прежде всего это чаша из антиохийского клада, выставленная в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Коллекционеры именуют кубок святым Граалем, хотя исследователи выяснили, что апостолы из него не причащались. Он изготовлен в VI веке.
О возрасте другой реликвии из Валенсии ученые спорят. Одни относят эту чашу к I веку, другие уверены, что реликвию изготовили намного позже. Местные жители заявляют, что «Ватикан признал подлинность святыни». Однако массового паломничества к ней почему-то не наблюдается.
«Ученые доказали, что все варианты Грааля, которые выставляли напоказ, — подделки», — подчеркивает Винокуров.
Саму святыню, по его словам, вряд ли когда-то найдут. Не исключено, что о ее судьбе прекрасно знал Иосиф Аримафейский. Но унес тайну в могилу, которую тоже никто пока не обнаружил.
Источник: https://ria.ru/20210731/graal-1743693469.html
Более подробно ознакомиться с событиями, связанными с историей Крыма и Государства Российского можно в разделе «Книга»
Книга «Освященная чаша ЕДИНСТВА», стр. 28 «Святой Иосиф Аримафейский»
Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны