Историческая викторина «единство»











Ялтинская конференция была встречей лидеров стран антигитлеровской коалиции. С 4 февраля 1945 года в Ливадии близ Ялты лидеры США, Великобритании и СССР, а также их министры и военные, неделю обсуждали особенности послевоенного устройства мира.
Место для конференции было выбрано лишь после полугода обсуждений. Оно не устраивало президента США Рузвельта и премьер-министра Черчилля. Последний даже высказывался о послевоенной Ялте так: «Если бы мы потратили 10 лет на поиски, то не смогли бы найти худшего места в мире».
В качестве возможного места встречи западные лидеры предлагали северную Шотландию, Афины, Мальту и Кипр, однако все варианты раз за разом отвергал Сталин. Он отказывался покидать территорию Советского Союза, ссылаясь то на необходимость личного присутствия при решении военных вопросов, то на запрет на долгие путешествия от его персонального врача. В конце концов Черчилль и Рузвельт были вынуждены пойти на уступки, хотя для обоих западных лидеров путешествие на побережье Черного моря было долгим и крайне изнурительным. Для больного президента Рузвельта, который не успел полностью восстановиться после конференции в Тегеране, поездка в Ялту стала последней — он умер два месяца спустя.
Западные лидеры были вынуждены согласиться на проведение конференции в Ялте, так как были заинтересованы во встрече больше, чем Сталин. Поскольку союзники отказывались открывать второй фронт вплоть до 1944 года, когда исход войны был во многом решен и победа над Германией одержана ценой миллионов советских, а не американских или английских жизней, к зиме 1945 года именно Советский Союз занимал наиболее прочное положение в Восточной Европе. К началу Ялтинской конференции, когда военные действия еще продолжались, успехи советских воинов были поистине впечатляющими и затмевали достижения союзнических войск. Красная армия освободила Польшу и находилась в 65 км от немецкой столицы.
Конференция проходила в Ливадийском императорском дворце, который также служил местом размещения президента Рузвельта и американской делегации. Черчилль и члены его команды были размещены в Воронцовском дворце, а советская делегация — в Юсуповском дворце в Кореизе.
Ко времени проведения конференции Ялта находилась в руинах, большая часть города была разрушена. Чтобы достойно принять делегатов, в непригодные для проживания дворцы была привезена мебель из гостиницы «Метрополь» в Москве. По словам профессора университета Миссури S&T Рассела Д. Бухайта, «то, что советские люди смогли восстановить эти дворцовые сооружения и сделать их пригодными для жизни,… свидетельствует об их работоспособности и усердии, не говоря уже о желании поразить своих гостей русским комфортом».
Несмотря на все старания принимающей стороны, многие западные дипломаты и военные все же столкнулись с рядом неудобств. Так, на всю американскую делегацию из 215 человек во дворце приходились лишь шесть ванных комнат, одна из которых была личной комнатой Рузвельта. А некоторые генералы вынуждены были спать как солдаты — по пятеро в одной комнате.
На конференции проводились банкеты, на которых поднималось бесчисленное количество тостов с водкой. В одном из них Сталин назвал Рузвельта «главным создателем тех инструментов, которые привели к мобилизации всего мира против Гитлера». Черчилля он назвал «человеком, который рождается раз в сто лет» и «самым смелым государственным деятелем в мире». Отказываясь от водки, британский премьер-министр, по словам одного из его помощников, «ведрами пил кавказское шампанское, которое подорвало бы здоровье любого обычного человека».
На конференции обсуждался целый ряд вопросов, основными из них были послевоенная судьба Германии и Польши.
Рузвельт и Черчилль были заинтересованы в принятии финального решения о разделе Германии на зоны оккупации и в выделении отдельной зоны для Франции. Последняя не участвовала в конференции, так как не оказала достаточного сопротивления Германии и большую часть войны управлялась коллаборационистами. Рассуждая, должна ли Франция участвовать в совещании трех держав, Черчилль заявил, что оно «представляет собой очень привилегированный клуб. Вступительный взнос в этот клуб равен пяти миллионам солдат или соответствующему эквиваленту», — после чего Сталин его поправил: «Хотя бы трем миллионам». Однако Франция, несмотря на ее «слабые заслуги» в войне, была необходима Великобритании в качестве сильного союзника после ухода из Европы войск США, которые, как предполагалось, пробудут в Старом свете не дольше двух лет. В конце концов стороны договорились о том, чтобы предоставить Франции зону из территорий Великобритании и США.
Для Сталина на повестке дня стоял вопрос не только о разделе Германии, но и о репарациях. Во время конференции договориться об их размере лидерам так и не удалось, однако было принято принципиальное решение, что СССР получит репарации, а их размер будет определен позднее специальной комиссией. Также стороны договорились, что Советский Союз сможет воспользоваться «германской рабочей силой» для восстановления советской экономики.
По вопросу Польши участники саммита договорились, что ее восточная граница с Россией будет сдвинута на запад и пройдет по линии Керзона, которая в целом соответствует современной границе Польши с Белоруссией, Украиной и Литвой. Границу между Польшей и Германией позднее определили по линии Одера — Нейсе, и часть немецких территорий в качестве компенсации перешла Польше.
Сталин согласился с тем, что в Польше будут проведены демократические выборы, а члены польского правительства в изгнании получат возможность войти в новую администрацию. Также страны-участницы конференции подписали «Декларацию об освобожденной Европе», в которой обязались содействовать проведению демократических выборов в странах, освобожденных от «господства нацистской Германии».
Западным лидерам удалось добиться от Сталина участия в создании Организации Объединенных Наций. Рузвельт видел формирование ООН одной из основных своих целей. Участники конференции договорились, что 25 апреля того же года в Сан-Франциско будет созвана конференция, где будет выработан окончательный текст Устава ООН. В нем был закреплен принцип суверенного равенства государств, который впоследствии стал основополагающим элементом системы международного права. 80 лет спустя, оценивая Ялтинско-Потсдамскую систему, глава МИД России Сергей Лавров назвал именно ООН ее «политическим ядром».
Кроме того, Сталин пообещал западным лидерам после победы на Восточном фронте вступить в войну с Японией. В обмен СССР получал контроль над Курильскими островами и Южным Сахалином (последний Россия потеряла после Русско-японской войны 1904-1905 годов).
У генералов и офицеров на саммите также проводились свои встречи, где обсуждались различные военные вопросы, например, детали вступления Советского Союза в войну с Японией. Одной из важных целей на последних стадиях войны было договориться о взаимном расположении войск, чтобы избежать в будущем ударов по союзникам.
В западных странах Ялтинская конференция вошла в историю как провальная. Рузвельта обвиняли в том, что он «сдал Сталину Восточную Европу». Генри Киссинджер писал, что «Ялта стала символом позора с точки зрения формирования облика послевоенного мира». И действительно, после конференции и вплоть до развала Советского Союза Восточная Европа оставалась в советской сфере влияния, а Западная Европа и Средиземноморье — в англо-американской.
Однако, по мнению ряда историков, решения на саммите были следствием не слабости политиков, а более выигрышной позиции СССР на фронте. Еще в 1943 году, разговаривая с кардиналом Фрэнсисом Спеллманом, президент Рузвельт рассуждал так: «Мир будет разделен на сферы влияния: Китай получит Дальний Восток, США — Тихоокеанский регион, Британия и Россия — Европу и Африку. Поскольку Британия, преимущественно, имеет интересы в колониях, можно предположить, что в Европе будет доминировать Россия… Он [Сталин], конечно, получит Финляндию, балтийские государства, восточную часть Польши, Бессарабию. Нет смысла противостоять этим желаниям Сталина, поскольку он обладает силой, чтобы их получить при любом раскладе. Лучше тем самым дать ему их мирно».
После смерти Рузвельта в апреле 1945 года, на Потсдамскую конференцию от США полетел его приемник Гарри Трумэн. Если президент Рузвельт был настроен на поиск компромиссов с Советским Союзом и считал, что Россию опасно превращать в «осажденную крепость», Трумэн предпочитал доверять самым негативным прогнозам в отношении СССР. По мнению историка Михаила Мягкова, «смерть президента Рузвельта и окончание войны в Европе разрушили основные заслоны к началу разработки секретных докладов, рассматривавших СССР как потенциального противника». Вскоре после третьей и последней конференции «Большой тройки» началась Холодная война.
Источник: https://www.rbc.ru/photoreport/04/02/2025/6798b6909a7947d8d6715f2d?ysclid=m6x8xlq6uf439639737

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны