Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the acf domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/b/builder8/viktorina-edinstvo.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6121 Историческая викторина "Единство"
День в истории
Татаро-монгольское нашествие: как оно повлияло на Крым
День в истории
Как 80 лет назад в Ялте определяли послевоенное устройство мира
09.02.25
Висло-Одерская наступательная операция (1945)
11.01.25
4 февраля 1722 года Петр I своим указом утвердил «Табель о рангах»
05.02.24
Татаро-монгольское нашествие: как оно повлияло на Крым

XIII век — это один из важнейших периодов в истории Крыма. Вторжение в Таврику привело в движение не только самих татаро-монголов, но и многие другие народы, обитавшие в Северном Причерноморье и его окрестностях. Вскоре после первого набега, датируемого 1223 годом, татаро-монголы вновь пришли в Крым и осели в его восточной части, вытеснив из степей полуострова кочевавших там половцев. По всей видимости, именно в результате их военной деятельности в Крым попали караимы и армяне. В 60-е годы XIII века здесь же появились итальянские колонизаторы. Они заложили множество факторий и поселений, включая Каффу, самый крупный крымский город эпохи позднего Средневековья и раннего Нового времени. Одновременно с ними в Крым прибыли торговцы из стран мусульманского Востока и христианской Европы; многие из них также обосновались на полуострове.

Оказавшись впервые в Крыму в 1223 году, татаро-монгольские орды разграбили Судак. Но долго на полуострове они не задержались, так как устремились на территорию современной Донецкой области, чтобы принять участие в знаменитой битве на Калке, окончившейся сокрушительным поражением для объединенных русско-половецких войск в мае того же года. Новые набеги на Крым были предприняты в 1238, 1239, 1248 и 1249 годах. Разграбив несколько крымских городов, захватчики решили остаться на этих землях. Своей первой столицей в Крыму они избрали город Солхат (иначе Сулхат / Солкат / Сурхат), с этого момента известный также под тюркским или монгольским названием Къырым (в русифицированной транскрипции — Крым, ныне — Старый Крым). Позднее по имени главного татарского центра Крымом стал называться и весь полуостров. Подчинив своей власти восток Таврики, татары вскоре обратили свое внимание на ее центральную и западную части.

Вторжение татаро-монголов в юго-западный Крым
Не вызывает сомнений тот факт, что татары атаковали юго-западную Таврику и Крымскую Готию еще в XIII веке. Как именно тогда протекала жизнь крымских готов, сказать сложно: мы знаем только, что они были расселены на юго-западе Крыма и вдоль линии побережья от Алушты до Судака; более точных данных у нас нет. Вторжение татар на территории проживания крымских готов произошло, по всей видимости, еще во время правления хана Бату (Батый — в русских летописях; жил в 1209–1255/1256 гг.). Об этом нам известно из нескольких письменных источников. К примеру, знаменитый купец и путешественник Марко Поло (1254–1324 гг.) писал, что хан Бату подчинил себе Готию и Газарию, ранее принадлежавшую половцам. О разорении Готии татарами в период правления Бату повествовалось и в иных исторических документах. Марино Санудо Старший, умерший около 1337 года, отмечал, что в 1242 году «татары опустошили Русию, Газарию, Сугданию, Готию, Зихию, Аланию, Польшу и другие державы общим числом до тридцати». Никифор Григорас, византийский историк XIV века, утверждал, что татарские полчища завоевали зихов, абхазов и готов. Он датировал это событие царствованием императора Иоанна III (1222–1254 гг.), что также совпадает со временем правления Бату. Об том же упоминал в своей книге первой четверти XVI века польский каноник Матвей Меховский. В главе, посвященной генеалогии заволжских татар, он сообщал, что Батый (Bathi) разорил Готию, Русь и другие страны.

Татары совершали набеги на юго-западный Крым и позднее. В 1278 и 1299 годах войска золотоордынского правителя Ногая пронеслись по восточному и западному Крыму, разграбив и разрушив главные города полуострова – Сугдею, Херсон, Алустон, Горзувиты, Тепе-Кермен, Баклу, Сюрень, Мангуп и Эски-Кермен. Во многих из них, вне всякого сомнения, проживали также и готы.

В некоторых источниках указывается, что татары не просто опустошили земли крымских готов и аланов, но и подчинили себе эти народы. Марино Санудо информировал французского короля Филиппа VI в письме от 13 октября 1334 года о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Галгарии (здесь искажение, на самом деле — в Газзарии, т.е. в Крыму) готы и немногочисленные аланы (Gothi et aliqui Alani). О том что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар и, более того, стали их союзниками, писал около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер. Конрад Гесснер, швейцарский ученый XVI века, рассказывал, что незадолго до османского вторжения поселившимся в Крыму «остроготам тем не менее всегда позволялось владеть горами» при условии уплаты татарам налога.

Золотая Орда и Крымская Готия в XIV веке
Известный византолог А. А. Васильев пришел к выводу, что Крымская Готия, как и другие подвластные татарам регионы Таврики, вынуждена была платить им дань. Однако золотоордынских представителей власти, по его мнению, в Готии не было. Ввиду отсутствия достоверных документов подтвердить или опровергнуть это суждение сложно. Исходя из археологических данных, жизнедеятельность в столице Крымской Готии, городе Доросе-Феодоро (Мангупе), в XIII веке и начале XIV века едва прослеживается.

Ситуация меняется лишь во второй половине XIV столетия. К этому времени запустевший город Дорос-Феодоро вновь возвращается к жизни. О чем красноречиво свидетельствуют три эпиграфических памятника на греческом языке, найденные на Мангупе археологами. В первом из них, датируемом 1361/1362 годом, говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой» сотником (тысяцким?) по имени Хуйтани. Эта надпись крайне важна тем, что, во-первых, содержит первое упоминание о городе Феодоро. Именно так – Феодоро – с XIV века стал называться средневековый Дорос, позднее переименованный в Мангуп. А во-вторых, в ней фигурирует имя сотника (тысяцкого), под руководством которого проводились работы. Его имя – Хуйтани – по-видимому, является искажением готского Хвитан (Белый), или Гутани.

Дополнительные работы по возведению башни в Феодоро велись сотником (тысяцким) Чичикием (чтение имени не бесспорно) в период правления хана Тохтамыша между 1380/1381 г. и 1397/1398 г. В. Л. Мыц высказал мнение, что сотник Чичикий и тысяцкий Хуйтани были представителями военно-административного аппарата крымского улуса Золотой Орды. Оба они, вне всякого сомнения, являлись христианами православного греческого образца, на что указывают христианская символика надписей и упоминание в них Святого Димитрия. В силу того что в одной из надписей мелькает имя хана Тохтамыша, можно предположить, что Феодоро и Готия находились в политической зависимости от татар.

Совершенно ясно также, что в 1380-е годы уже существовало самостоятельное княжество Феодоро с собственной династией: в одном из итальянских документов 1382 года фигурирут князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, можно смело утверждать, что к 1381 году княжество Феодоро являлось самостоятельной политической единицей.

Институт совместного феодоритско-татарского кондоминиума (соправления), который, как мы думаем, имел место во второй половине XIV века, прекращает функционировать в первой четверти XV века. С этого времени и вплоть до захвата Крыма турками в 1475 году Готия становится независимым христианским княжеством, известным под названием Феодоро.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/134723-tataro-mongolskoe-nashestvie-kak-ono.html

 

Более подробно ознакомиться с событиями, связанными с историей Крыма и Государства Российского можно в разделе «Золотая орда»

Книга «Освященная чаша ЕДИНСТВА», стр. 54 «Золотая орда»

Сайт работает в тестовом режиме, некоторые функции могут быть не доступны